RU EN

Современные возможности нейростимуляции

Костецкая Ксения Андреевна специалист отдела «Нейро», компания ИМПЛАНТА (St. Jude Medical)


В практике многих спинальных хирургов нередки случаи, когда пациенту проведены неоднократные оперативные вмешательства: микродискэктомия, радикулолиз, фасетэктомия, а боли, стойкие и упорные, продолжают мучить его, ухудшая качество жизни, заставляют человека чувствовать себя беспомощным в обществе.

Не смотря на быстрое развитие современного хирургического оборудования, по данным статистики, нейрогенная боль после оперативного вмешательства развивается в 20–40% случаев. Такой синдром называют «Синдром Оперированного Позвоночника» или FBSS (Failed Back Surgery Syndrome).

Если опираться на английское название синдрома, можно подумать, что эти боли — результат неудачной операции. Это совсем не так: операции, как правило, проведены блестяще: хирургу удаётся стабилизировать позвонки или провести виртуозное удаление грыжи, но боль, нейрогенная боль, простреливающая, жгущая, начинает развиваться, несмотря на отсутствие физиологической причины.

Международная ассоциация по изучению боли даёт такое определение FBSS: «Поясничные (или шейные) боли неизвестного происхождения либо персистирующие боли, которые сохраняются, несмотря на проведённое оперативное вмешательство, или возникающие после данного вмешательства в той же самой анатомической области».

Пациенты, у которых развивается Синдром Оперированного позвоночника, как правило, обращаются к неврологу, проходят курс фармакотерапии (нестероидные противоспалительные препараты, миорелаксанты, наркотические анальгетики, антидепрессанты) и/или пользуются физиотерапевтическими аппаратами, что часто оказывает положительный эффект. Но со временем могут развиться медикаментозно-резистентные формы болевого синдрома. По данным американской статистики, ежегодно насчитывается до 50 тысяч таких случаев.

На этом этапе лечения у пациента не остаётся больше других вариантов контроля боли, кроме хирургических. Один из способов устранения невралгии — прервать передачу болевых сигналов. Например, провести процедуру невротомии — её делают на нервной ткани, чтобы предотвратить передачу болевого сигнала. Но это рискованно, а самое главное, данная процедура необратима.

В результате, после длительного безуспешного консервативного и хирургического лечения, через 3–6 месяцев пациент с FBSS может стать инвалидом пожизненно!

Единственным обратимым методом управления хронической болью на сегодняшний момент является нейромодуляция (или нейростимуляция). Принцип действия — тот же: пресекается болевой сигнал, идущий в головной мозг. Но! В организме не происходят необратимые изменения, связанные с операцией. Врач (а после и сам пациент) при помощи имплантированного устройства «закрывает дверь» перед болью: пациент перестаёт ощущать боль в связи с тем, что сигнал не может пройти. Так как устраняем мы именно боль, а не маскируем воспалительный процесс, то результат достигнут: без побочных действий (нет химического изменения), всё обратимо (все клетки организма, все нейроны целы, можно выключить стимуляцию — и всё вернётся; следовательно, если через 15, 20 лет будет создана новая технология, пациент сможет её попробовать, так как отсутствуют необратимые процессы).

Принцип действия стимуляции

Боль — это сигнал, который идет от анатомической зоны через спинной мозг к головному, а тот воспринимает его как болевой. Чтобы прервать этот сигнал до того, как он дойдет до головного мозга, можно послать дополнительный электрический импульс прямо к спинному мозгу именно в том месте, где нервные окончания больного органа входят в него (болевой сигнал не сможет пройти, и головной мозг не получит сигнал о боли). Принцип действия основан на теории Рональда Мельзака (Великобритания) и Патрика Уолла (Канада), которая была опубликована в 1965 году в американском журнале «Science». И через два года, опираясь на эту теорию, американский хирург Норм Шили проводит операцию по стимуляции спинного мозга для контроля за болью у пациента, страдающего раком. Вскоре стимуляторы спинного мозга начали активно применяться в противоболевой терапии. Сейчас в мире ежегодно имплантируется около 100 000 систем, а к следующему десятилетию (по прогнозам специалистов) эта цифра возрастёт до 240 000, за счёт увеличения больных с хроническими заболеваниями, расширения географического применения данной терапии.

Сертифицированная для управления хронической болью в спине, шее, руках и ногах нейростимуляция является проверенной терапией, которая уже более 40 лет применяется врачами по всему миру для улучшения качества жизни пациента. В России нейростимуляция входит в квоту по нейрохирургическому высокотехнологичному лечению.

Первую операцию по SCS (стимуляция спинного мозга) в СССР провел в 1987 году в НИИ Нейрохиругии им. Н. Н. Бурденко нейрохирург, профессор В. А. Шабалов. С 1991 года в России стали применять отечественные модели «Нейроэлект» (разработчик — В. А. Шабалов совместно с Всероссийским научно-исследовательским институтом оптикофизических измерений). К сожалению, материалы и качество моделей не приносили стабильный долгосрочный эффект. Начиная с 1995 года, стали доступны американские имплантируемые системы. Но все равно, это были лишь единицы: всего 5–10 штук в год. И только с 2001 года при финансировании Министерства Здравоохранения и Академии наук РФ количество таких операций и клиник (в которых они проводились) резко возросло: с 1 клиники в 2001 году до 18 к настоящему времени. Количество же имплантированных систем SCS в России к 2013 году превысило 1000. Сейчас стимуляция спинного мозга проводится на современных высокотехнологичных аппаратах повсеместно. Однако, нейростимуляция — не излечение причины, вызывающей боль, и не лечение заболевания. Она является терапией, которая создана для маскировки боли (блокирует болевые сигналы до того, как они достигнут головного мозга). В основном, нейростимуляцию применяют для терапии Синдрома Оперированного Позвоночника (FBSS) или пост-ламинэктомического синдрома и других нейропатий.

Нейростимуляция снимает только нейропатическую боль, другие же виды боли (такие, как зубная, кишечная, периодическая, острая при травмах и пр.) останутся, чтобы организм мог правильно справляться с внешними и внутренними факторами.

Пульт пациента (St. Jude Medical Inc.) Устройство, при помощи которого пациент регулирует стимуляцию в заданных врачом пределах

Рис. 1.Пульт пациента (St. Jude Medical Inc.) - устройство, при помощи которого пациент регулирует стимуляцию в заданных врачом пределах

Генератор импульсов. Имплантируется в подкожный карман. Самый маленький стимулятор

Рис. 2. Генератор импульсов. Имплантируется в подкожный карман. Самый маленький стимулятор (Eonmini St. Jude Medical Inc.) – всего 10 мм в толщину

Электроды для имплантации в эпидуральное пространство (St Jude Medical Inc.)

Рис. 3. Электроды для имплантации в эпидуральное пространство (St Jude Medical Inc.)

Операция по имплантации системы проводится, как правило, в два этапа:

1. На тестовом этапе она позволяет врачу вместе с пациентом оценить результат от терапии и понять, помогает ли ему этот метод. Тестовая имплантация — это операция под местной анестезией, когда нейрохирург, спинальный хирург или анестезиолог через иглу Туохи устанавливает специальный тестовый электрод на соответствующий позвоночный уровень, руководствуясь соматотопической картой. При синдроме оперированного позвоночника, как правило, это уровень Th11-L1. Далее электрод подключается к внешнему устройству, и невролог или клинический инженер компании-производителя начинает стимуляцию, проверяя, покрывает л стимуляция (парестезии) всю зону боли. Если нет, то под контролем рентгена хирург корректирует локализацию контактов электрода. Тестовый период может длиться от 2–3 до 7 дней. В это время пациент и врач принимают решение, устанавливать ли постоянную систему;

2. Имплантация постоянной системы, когда хирург выбирает, какой электрод лучше установить пациенту. Это зависит от характера боли: при более комплексной можно установить электрод с большим количеством контактов, при болях более точечной локализации можно снова по игле имплантировать цилиндрический электрод, далее туннелировать его к генератору импульсов.
Современные модели генераторов совсем не заметны под одеждой. К примеру, самый маленький стимулятор — всего 10 мм в толщину (Eonmini™ от St. Jude Medical Inc.).

Программатор врача – компьютер, на котором врач задаёт все параметры стимуляции: частоту, ширину импульса, размер шага и терапевтическое окно интенсивности стимуляции

Рис. 4. Программатор врача – компьютер, на котором врач задаёт все параметры стимуляции: частоту, ширину импульса, размер шага и терапевтическое окно интенсивности стимуляции

К основным преимуществам нейромодуляции можно отнести:

  • нейростимуляция — это минимально инвазивный современный метод лечения хронических болей в спине;
  • отсутствие деструкции нервной ткани;
  • полная обратимость эффекта;
  • коррекция лечения неинвазивна (к инвазивной коррекции можно отнести изменение положения электрода);
  • соотношение «эффективность — стоимость». Генератор может работать от 10 лет и дольше (подзаряжаемые модели); пациент значительно сокращает или совсем перестаёт принимать медикаментозные препараты; уменьшается количество дней пребывания в больнице.
  • и самое главное — улучшается качество жизни!

Материал предоставлен медицинским журналом «Частная практика», выпуск № 2(3)2014 «Хирургия», стр. 24–27

Почему стоит работать с нами?

Комплексные поставки медицинского оборудования и мед. изделий
Прямые контракты с производителями - поставки оборудования на оптимальных условиях
Устойчивое финансовое положение позволяет участвовать в торгах любого объема
Широкая номенклатура товаров - более 3000 наименований товара на складе
Спонсорская поддержка наших партнеров и агентов
Богатый международный опыт поставок - торговые представительства в 50 странах мира
Карьера в России и заграницей в международном медицинском холдинге

Связь со специалистом

Запросить цену

Заказать сервис

Отправить резюме

Подписаться на рассылку

Запросить коммерческое предложение