RU EN

Российская рентгенология – время перемен

Синицын Валентин Евгеньевич
руководитель центра лучевой
диагностики ФГБУ «Лечебно-реабилитацонный центр»
Минздрава РФ, Президент
Европейского Конгресса
Радиологов 2014

Новый уровень развития лучевой диагностики привел к тому, что ее вклад в выявление различных болезней, планирование их лечения и оценку его результата сейчас велик как никогда. Можно привести несколько примеров революционных событий в этой области. Например, исследования с помощью КТ-ангиографа коронарных артерий из исследовательской методики с неясными показаниями для применения в практике («игрушка») превратилась в важный метод диагностики коронарного атеросклероза и ИБС, показания к назначению которой внесены в международные рекомендации. КТ-колонография признана методом скрининга рака толстой кишки, сопоставимого по своей информативности с фибро-волоконной колоноскопией. Доказано, что низкодозная КТ легких может применяться для раннего выявления (скрининга) рака легкого в группах высокого риска и снижать смертность от этого самого распространенного онкологического заболевания. МРТ молочных желез стала играть важную роль в диагностике рака молочной железы у молодых женщин с генетической предрасположенностью к развитию этой болезни. Этот список можно продолжать и дальше. В целом, ситуация складывается таким образом, что применение одного-двух высокотехнологичных методов лучевой диагностики позволяет в разы сократить сроки обследования пациентов, проводить диагностику на амбулаторно-поликлиническом уровне и выявлять многие социально значимые болезни на более ранних стадиях, обеспечивая, соответственно, и их более эффективное лечение. Но внедрение новых методик лучевой диагностики в современные медицинские стандарты происходит не сразу — этот процесс требует определенного времени для накопления опыта, устранения ошибок и выработки правильных подходов к их использованию. По этой причине рентгенологи должны выступать не столько в роли специалистов по диагностике болезней по изображениям, а превращаться в экспертов в области решения диагностических проблем и определения тактики обследования и лечения пациентов.

Из истории вопроса

В 1896 г. руководитель кафедры физики Военно-медицинской академии профессор Н. Г. Егоров, организатор первой в России рентгеновской лаборатории, основываясь на опытах В. К. Рентгена, продемонстрировал коллегам и студентам получение рентгеновских снимков. В том же году А. С. Попов, выдающийся физик, электротехник, известный главным образом как изобретатель радио, сконструировал первый в России рентгеновский аппарат.

Российская лучевая диагностика (этот термин является синонимом общепринятого в нашей стране названия этой специальности «рентгенология») вступила, наконец, в полосу перемен. За последние 8–10 лет ситуация в нашей специальности существенно изменилась. Может быть, перемены не столь радикальны, как бы нам хотелось, но не замечать их нельзя. Так получилось, что в течение уже многих лет я вовлечен в деятельность Европейского Общества Радиологов (ESR) — крупнейшего в мире профессионального объединения рентгенологов (которые в Западной Европе и Северной Америке называются «радиологами», что иногда вносит некоторую путаницу в отечественную литературу, когда речь идет о нашей специальности). Сравнивая развитие западной и отечественной лучевой диагностики, я хотел бы отметить несколько важных моментов.

Во-первых, произошло существенное расширение парка современной аппаратуры для лучевой диагностики. Произошло заметное увеличение числа цифровых рентгеновских аппаратов и маммографов, магнитно-резонансных и компьютерных томографов (КТ и МРТ) гамма-камер и позитронных эмиссионных томографов (ПЭТ), совмещенных с КТ. Это произошло благодаря реализации нацпроекта «Здоровье» и программ высокотехнологичной медицины, осуществления региональных и муниципальных проектов в здравоохранении, а также вследствие развития частной медицины. Раньше мы считали, что отстаем от западных коллег по технической оснащенности нашей специальности, теперь мы зачастую ничем им в этом отношении не уступаем.

К слову

Российскими учеными из Московского физического института им. П. Н. Лебедева и Томского института сильноточной электроники был спроектирован самый компактный в мире рентген аппарат. Размеры установки позволяют получать высококачественные снимки, сидя за рабочим столом.

Во-вторых, выросла активность и грамотность наших врачей. Они принимают активное участие в различных зарубежных научных форумах и конгрессах, читают лекции, выступают с докладами и презентациями, модерируют секции. Английский язык — в чем мы раньше уступали зарубежным коллегам — уже не такая большая проблема для наших врачей. Особенно заметны наши молодые врачи — это новое поколение специалистов с очень хорошим образованием. Благодаря повсеместному проникновению Интернета врачам доступна самая современная и полная научная и учебная информация — было бы желание ее усвоить. И, в-третьих, пришло осознание того, что нужны радикальные перемены в системе организации отечественной лучевой диагностики и обучения специалистов.

Подготовка к рентгенологическому обследованию

Рис. 1. Подготовка к рентгенологическому обследованию

Дело в том, что, несмотря на эти положительные перемены, у нас сохраняется целый ряд проблем. Вот некоторые из них. Хорошо известно, что система обучения врачей-рентгенологов в России пока еще не сильно отличается от той, что сложилась в советские времена. Но тогда мы имели дело в основном только с рентгеновскими аппаратами. Сейчас от рентгенолога требуется также и знание КТ, МРТ, ультразвуковой диагностики и — желательно — основ интервенционных вмешательств под лучевым контролем. Но длительность обучения в ординатуре по лучевой диагностике в нашей стране составляет 2 года, а кроме того диплом специалиста можно получить и быстрее — за годичную интернатуру. В Западной Европе и США длительность обучения рентгенолога(радиолога) составляет 5 лет. Кроме того, в этих странах обучение построено преимущественно по органно-системному принципу (диагностика болезней органов дыхания, ЦНС и т. д.). У нас пока еще доминирует принцип обучения, основанный на методах лучевой диагностики («курс по КТ легких» — как пример). Это конечно не означает, что наши врачи хуже — большинство из них быстро набирают требуемый опыт в первые 2–3 года работы, но крайне желательно, чтобы обучение имело более четко структурированный характер. Кроме того, в этих странах давно существует система балльного непрерывного медицинского образования, которая более эффективно стимулирует врачей к повышению своей квалификации и удобнее для них, чем курсы повышения квалификации, прохождение которых с кратностью в 5 лет требуется в нашей стране для подтверждения квалификации специалиста.

В этом году произошло давно ожидаемое событие — Министерство здравоохранения РФ, совместно с рядом профессиональных обществ, включая Российскую Ассоциацию Радиологов (РАР), начинает пилотный проект по внедрению системы непрерывного медицинского образования, который планируется в дальнейшем распространить на всю страну. Он существенно отличается от существующей системы обучения. В частности, в нем расширена роль профессиональных обществ и дистанционного обучения. А пока у нас имеется дефицит врачей-рентгенологов. Ситуация парадоксальная — есть дорогое, самое современное оборудование, и зачастую на нем некому работать. Поэтому проблема подготовки кадров для службы лучевой диагностики в нашей стране очень существенна.

Хочется отметить, что пока мы существенно отстаем от западных стран в развитии инфраструктуры службы лучевой диагностики. В первую очередь я имею в виду системы хранения, организации и передачи данных цифровых методов лучевой диагностики (англ. аббревиатура PACS), телерадиологических информационных и консультационных сетей. Пока менее 15% российских учебных учреждений оснащены системами PACS. Отсутствие таких систем существенно снижает эффективность использования современных методов лучевой диагностики.

Есть еще много других «больных» пунктов — сервисное обслуживание дорогостоящего рентгенологического оборудования, устаревшие нормы и положения, регулирующие нашу работу. Но, как я уже говорил, в последнее время появилась надежда, что реформы в этих проблемных областях, наконец, сдвинутся с «мертвой точки».

Минздрав РФ, главный внештатный специалист по лучевой диагностике проф. И. Е. Тюрин, профильная комиссия по лучевой диагностике Минздрава РФ, Российская ассоциация радиологов, местные общества специалистов по лучевой диагностике начали работу по реформе службы и программ обучения.

Большое значение для реализации этих проектов имеет сотрудничество с международными профессиональными общественными организациями. Сотрудничество с ESR является для нас одним из главных приоритетов.

В следующем году состоится знаменательное событие — ежегодный конгресс ESR в Вене, который обычно проходит в начале марта. В 2014 г. он пройдет под флагом России — наша страна будет главной участницей конгресса. Это связано как с признанием растущей роли России в ESR, так и с тем, что впервые в истории этого общества президентом более чем 20-тысячного конгресса будет русский рентгенолог.

Я хотел бы отметить существенный рост числа членов ESR из России — сейчас их более 700 (а три года назад их было всего 140), увеличение количества российских докладов и постеров (160% рост в 2013 г.). Идет подготовка сессии «ESR встречается с Россией», которая пройдет во время ECR 2014 под председательством Президента ECR2014 (В. Е. Синицын), Президента и Вице-президента РАР (проф. Н. И. Рожкова и проф. И. Е. Тюрин). Впервые в марте следующего года в Вене состоится специальная сессия в которой будут с презентациями (на английском языке) выступать российские рентгенлаборанты — она называется «Европейская федерация рентгенлаборантов встречается с Россией». Это тоже знаменательное событие — такого еще не было.

Мне хочется верить, что Европейский Конгресс Радиологов 2014 года станет важным толчком для дальнейшего развития и совершенствования нашей лучевой диагностики. У нас есть все необходимое для этого.

Материал предоставлен медицинским журналом «Частная практика», № 1, стр. 32–36

Почему стоит работать с нами?

Комплексные поставки медицинского оборудования и мед. изделий
Прямые контракты с производителями - поставки оборудования на оптимальных условиях
Устойчивое финансовое положение позволяет участвовать в торгах любого объема
Широкая номенклатура товаров - более 3000 наименований товара на складе
Спонсорская поддержка наших партнеров и агентов
Богатый международный опыт поставок - торговые представительства в 50 странах мира
Карьера в России и заграницей в международном медицинском холдинге

Связь со специалистом

Запросить цену

Заказать сервис

Отправить резюме

Подписаться на рассылку

Запросить коммерческое предложение